Все проекты English Написать директору Вебинары
Выбор региона
Ваш город:Павлодар
Поиск

Маркировка упакованной воды

Время чтения: ~6 мин.

Актуальность проверена: 06 . 10 . 2024

С сентября 2021 года начался эксперимент по добровольной маркировке питьевой воды. В будущем данная процедура будет обязательной, а сведения необходимо будет подавать в УПД.

Какая вода подлежит маркировке

Понять, какая вода требует маркировки, можно по коду ТН ВЭД ЕАЭС или ОКПД 2. Перечень регламентирован Постановлением Правительства от 27.03.2020 г. № 348.

Наименование

Код ОКПД 2

Код ТН ВЭД ЕАЭС

Природная минеральная вода в упаковке

11.07.11.110

2201

Природная питьевая вода в упаковке, в т.ч. газированная, но без добавок

11.07.11.120

Купажированная питьевая вода в упаковке, в т.ч. газированная, но без добавок

11.07.11.130

Искусственно минерализованная питьевая вода в упаковке, в т.ч. газированная, но без добавок

11.07.11.140

Под процесс маркировки подпадает только упакованная вода. Однако чиновники планируют контролировать также и процесс добычи питьевой воды. Минпромторг, Роснедра и ЦРПТ планируют создать систему — своего рода ЕГАИС для воды. С ее помощью будут контролировать недобросовестных производителей, показывающих не весь объем добытой воды из скважин.

Под маркировку не подпадает упакованная вода, если она соответствует одному из условий:

  • помещена под таможенные процедуры для экспорта из ЕАЭС;
  • ввозится в РФ или производится на ее территории как рекламные образцы, которые не используются для продажи;
  • перевозятся по РФ, если сделка по покупке упакованной воды — государственная тайна;
  • реализуется в рамках конкурсного производства при банкротстве;
  • относится к детскому питанию;
  • разливается по бутылкам продавцом непосредственно в месте реализации и продается конечному покупателю.

Настроим маркировку упакованной воды в 1С

Закажите маркировку “под ключ” в “Первом Бите”. Комплексное решение от официального партнера оператора ЦРПТ.

  • Регистрация в системе маркировки “Честный ЗНАК”, заказ УКЭП;
  • Настройка и доработка 1С, подбор и настройка оборудования;
  • Обучение сотрудников, создание инструкций;
  • Техническая поддержка 24/7

Этапы маркировки

Маркировка воды будет проводиться в несколько этапов. С сентября 2021 года начался первый этап — добровольная регистрация в системе «Честный знак».

Следующие этапы маркировки, которая станет обязательной:

  • с 1 декабря 2021 года — обязательная маркировка упакованной питьевой минеральной воды (ТН ВЭД — 2201, ОКПД 2 — 11.07.11.110);
  • с 1 марта 2022 года — обязательная маркировка прочей питьевой воды в упаковке (ТН ВЭД — 2201, ОКПД 2 — 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140);
  • с 1 сентября 2022 года — подача продавцами информации в систему «Честный знак» о продаже воды в розницу;
  • с 1 ноября 2022 по 29 февраля 2025 года — ведение объемно-сортового учета участниками оборота бутилированной воды. При выводе из оборота маркированной воды информация будет передаваться в «Честный знак» и партнерам, а также указываться в УПД. Можно будет не проставлять код каждой бутылки, а указывать коды групповых и транспортных упаковок;
  • с 1 марта 2025 года — ведение поэкземплярного учета всеми участниками оборота упакованной воды. Код каждой единица товара будет прописываться в УПД, а сведения будут передаваться в «Честный знак» и партнерам.

Новые правила работы для производителей и импортеров

Проводить маркировку бутилированной воды должен как производитель, так и импортер. Для получения маркировочных кодов нужны:

  • сертификат УКЭП — на начало проведения маркировки он должен быть действующим;
  • денежные средства на балансе в системе «Честный знак» — они нужны для заказа маркировочных кодов, поскольку они оплачиваются после начала обязательной маркировки.

Для проведения маркировки требуется обеспечить возможность направлять запросы на сервис эмиссии ГИС МТ и получать маркировочные коды. Кроме того, также нужно купить оборудование, необходимое для нанесения, верификации и агрегации маркировочных кодов. Для этого требуется наличие регистратора эмиссии и станции управления заказами, которые представляют собой программно-аппаратные средства для направления запросов на сервер эмиссии ГИС МТ и получения маркировочных кодов. Без них производители или импортеры не смогут работать в системе маркировки.

Для взаимодействия с ГИС МТ можно использовать несколько вариантов:

  • через личный кабинет на сайте «Честный знак»;
  • API ГИС МТ самостоятельно интегрировать с учетной системой компании;
  • через готовое решение от интеграторов.

Выбирать оборудование для нанесения, верификации и агрегации нужно, опираясь на уровень автоматизации в компании и объем производства. Для сокращения затрат денежных средств и времени рекомендуется покупать оборудование, позволяющее автоматически передавать сведения о маркировочных кодах на производственные линии и с них в программу для формирования отчетности в ГИС МТ.

Оплата маркировочных кодов

Маркировочные коды нужно будет оплачивать только при обязательной маркировке. Соответственно, с 1 декабря 2021 года оплату нужно производить по кодам для упакованной природной минеральной воды, а с 1 марта 2022 года — для остальной воды, по которой будет производиться маркировка.

Способ оплаты маркировочных кодов влияет на срок его жизни — периода, в течение которого он хранится без нанесения на упаковку. Существуют два способа оплаты:

  • по эмиссии (предоплата) — денежные средства на балансе в системе «Честный знак» резервируются после заказа маркировочных кодов. Они будут списаны со счета при получении заказом статуса «Готов», когда завершится выпуск кодов. В этой ситуации срок жизни кода не ограничен — этикетки можно хранить бессрочно. Такой вариант удобен при их заказе большими партиями в типографии. Однако когда код наносится на упаковку, его срок действия приравнивается к сроку годности промаркированной воды;
  • по отчету о нанесении (постоплата) — денежные средства списываются со счета после того, как отчет о нанесении будет успешно обработан. Соответственно, пользователь заплатит лишь за фактически использованные маркировочные коды, прошедшие валидацию и нанесенные на упаковку. Срок их жизни — 30 дн. при нанесении на производстве и 365 дн. при нанесении через сервис-провайдера (в типографии).

Какую информацию направлять в систему

С сентября 2021 года можно добровольно подавать информацию в ГИС МТ, а обязательным такое действие станет позже. Передавать нужно такие сведения:

  • о нанесении маркировочных кодов и вводе продукции в оборот (производители и импортеры) — добровольно или с даты внедрения обязательной маркировки;
  • о выбытии через продажу в розницу (продавцы) — с 1 сентября 2022 года;
  • об обороте и выбытии из оборота всеми способами (исключение — продажа в розницу) участниками оборота — с 1 ноября 2022 года.

Полные правила маркировки содержатся в Постановлении Правительства от 31.05.2021 г. № 841. В нем указаны требования к участникам оборота упакованной воды, порядок получения и передачи информации в систему, правила и сроки отправки информации оператору и др.

Контроль маркировки воды

Роспотребнадзор будет контролировать, как участники оборота упакованной воды соблюдают новые правила. Также граждане через приложение «Честный знак» смогут проверять оригинальность воды. Если в Роспотребнадзор поступит жалоба на производителя или точку продажи, инспекторы внепланово проведут проверку. При нарушениях возможен штраф до 300 тыс. руб.

Особые моменты по маркировке воды

Необходимо учесть такие особые моменты по маркировке воды:

  • Не нужно маркировать воду, произведенную до ввода обязательной маркировки. Оборот и вывод из оборота этой воды допускается до окончания срока годности.
  • Рекламные образцы упакованной воды маркировать не нужно, если они изготовлены в РФ или ввезены в Россию. Но должно соблюдаться условие — эти образцы не должны предназначаться для продажи.
  • Бутилированную воду, продаваемую через вендинговые автоматы, нужно вывести из оборота до того, как она будет помещена автомат. Данное действие делает тот, кто заправляет автомат водой. При этом нужно указать причину вывода — «Прочее».
  • При истечении срока годности воды маркировочный код сгорает. Соответственно, запрещен оборот этой продукции, а потому ее нужно вывести из оборота. Для этого в ГИС МТ подается уведомление в течение трех рабочих дней с указанием причины вывода — «Истек срок годности».
  • После ввода обязательной маркировки импортерам нужно каждую бутылку промаркировать до пересечения границы России. Такое действие можно провести на производстве, а также на таможенных или консолидационных складах. Отчет о нанесении маркировки подается до таможенных процедур. После них вода вводится в оборот.
  • Необходимость переоснащения производства для маркировки воды зависит от объема производства и уровня автоматизации в компании. Некоторые производители вручную наклеивают этикетки, а потому могут использовать простой принтер и ручной аппликатор. При масштабном производстве с высоким уровнем автоматизации по нанесению маркировочных кодов дополнительно нужны цифровое печатное оборудование, аппликатор для нанесения маркировочных кодов, стабилизатор для производственной линии, камеры технического зрения для валидации маркировочных кодов, терминалы сбора данных или 2D сканеры. Можно не покупать дополнительное оборудование, а использовать услуги сервис-провайдеров (типографий). Макет этикеток меняется примерно раз в 3-5 лет, а потому их можно заказывать большим тиражом на будущий период.
  • Сервис-провайдеры — типографии, наносящие маркировочные коды на упаковку или этикетку. Они заключают договор с ЦРПТ, а их перечень имеется на сайте системы «Честный знак». Типография предоставляет полный отчет о том, что маркировочные коды прошли валидацию.
  • В Постановлении Правительства нет упоминания о маркировке воды в оборотной таре, поскольку маркировке подвергается вода, а не тара. ЦРПТ предоставила рекомендации — к бутылям на 19 л. маркировочный код наносить на этикетку, которая располагается на горлышке бутылки.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Нет времени читать? Пришлем вам на почту!

Я даю Согласие на обработку персональных данных

Автоматизируем учет и бизнес-процессы

Получить коммерческое предложение